Регламенты и подключение к СМЭВ
Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.
Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Регистрация организации в ЕСИА
Для удобства наших клиентов, мы готовы помочь с организацией подключения к СМЭВ, заполнением требуемых заявок, консультацией по возникающим вопросам. Ваши вопросы можно направить на электронную почту so@rnds.pro или в телеграм нашей техподдержки
Если ваша организация ранее не была зарегистрирована в ЕСИА, то необходимо создать учетную запись организации через портал Госуслуг (раздел 3.2 Руководства пользователя ЕСИА). Это может сделать руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП) юридического лица (в том числе это может быть и ЭП-СП). За получением КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров вашего региона. Подробнее о процессе получения КЭП можно почитать здесь.
Требуется получить технологическую электронную подпись для информационной системы (имеет несколько названий: ключ для СМЭВ, ключ Организации, ЭП-ОВ) - извлекаемый ключ, в сертификате которого должны быть указаны только данные Организации, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень удостоверяющих центров доступен по указанному адресу. При невозможности получения КЭП в УЦ, необходимо обратиться в федеральное казначейство, ЦБ РФ или федеральную налоговую службу, в зависимости от типа Вашей организации.
Подключение к СМЭВ
В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены разные категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА и иные.
Для подключения к СМЭВ необходимо заполнить заявку на присоединение к Регламенту СМЭВ. Оригинал заявки направляется в адрес Минцифры России почтовым отправлением на адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д.10, стр.2, IQ-квартал, с сопроводительным письмом на бланке организации. Создайте почту вида smev@домен_организации для общения с техподдержкой СМЭВ, она указывается в качестве e-mail в разделе "Контактная информация" всех направляемых заявок. Если организация ранее не была подключена к СМЭВ, то заявку необходимо направлять на почту Минцифры sd@sc.digital.gov.ru с адреса smev@домен_организации (вход в Ситуационный центр станет доступен после обработки заявки на подключение).
Для дальнейшего подключения потребуется узнать дату и номер соглашения о взаимодействии с Минцифры. Для этого необходимо отправить запрос по электронной почте на адрес sd@sc.digital.gov.ru.
Далее необходимо выполнить регистрацию в качестве участника взаимодействия со СМЭВ. Нужно заполнить заявку и отправить на sd@sc.digital.gov.ru
Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.х описывают регламентные процедуры, предназначенные для формализации сроков исполнения и ответственности Участников, задействованных в обеспечении и поддержании процессов в рамках межведомственного взаимодействия. В этом документе приведено описание следующих регламентных процедур:
- получение консультации и решение запросов при возникновении ошибок в работе вида сведений, эскалация спорных ситуаций;
- регистрация участника и/или информационной системы в СМЭВ;
- регистрация участника и/или ИС в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
- регистрация вида сведений в СМЭВ;
- получение доступа к виду сведений в СМЭВ в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
- подключение к продуктивной среде СМЭВ, организация или перенастройка защищённого канала связи;
- внесение изменений в ИС участника.
Регистрация информационной системы организации в СМЭВ
Для регистрации вашей информационной системы (ИС) в СМЭВ3 необходимо создать заявку при помощи личного кабинета участника взаимодействия. Подробнее о процессе работы с ЛК УВ можно узнать в Руководстве пользователя ЛК УВ.
ИС необходимо создать как в тестовой, так и в продуктивной среде. Сертификат КЭП необходимо использовать один и тот же. Для создания новой Информационной системы в ЛК УВ следует на странице Информационные системы выбрать "Добавить систему"
Далее выбрать среду СМЭВ
Выбрать вариант копирования системы из другой среды или регистрация новой ИС. Рекомендуем при добавлении ИС в продуктивной среде выбирать вариант копирования из тестовой среды.
Ввести название ИС или проверить его корректность после копирования из иной среды.
Для добавления сертификата создаваемой ИС следует выбрать команду "Добавить сертификат". Описание добавления сертификата ИС приведено в п.5.1.3.2 Руководства пользователя ЛК УВ.
Проверив данные ИС, сохраните информацию нажатием на кнопку "Да, уверен".
Регистрация информационной системы на техпортале ЕСИА
Регистрация ИС в ЕСИА необходима для дальнейшего получения доступа к сервисам СМЭВ3, взаимодействующим с ЕСИА (УПРИД, Сервис регистрации пользователей и т.д.). Зарегистрировать ИС можно через технологический портал ЕСИА. Подробную инструкцию по регистрации ИС в ЕСИА смотрите в руководстве пользователя технологического портала. В результате регистрации ваша информационная система заносится в реестр ИС, взаимодействующих с ЕСИА.
При регистрации ИС в ЕСИА необходимо указать мнемонику ИС, она будет аналогична мнемонике ИС В СМЭВ, присвоенной при регистрации ИС В СМЭВ. Также потребуется загрузить сертификат электронной подписи системы, такой же, что зарегистрирован в СМЭВ для этой системы.
Для обеспечения возможности отправки запросов, заполните и отправьте Заявку на согласование права использования ЕСИА и на подключение ИС к тестовой ЕСИА с целью использования программных интерфейсов ЕСИА для идентификации и аутентификации заявителей, указанную в приложение Е Регламента информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. После получения доступа к тестовой, направьте аналогичную заявку, но с указанием промышленной среды.
Получение доступа к видам сведений
По каждому виду сведений, который нужен Вам для работы, необходимо оформить через ЛК УВ заявку на предоставление доступа к каждому ВС по инструкции, указанной ниже.
-
Пройти авторизацию на сайте ЛК УВ (сотрудник должен находиться в группе доступа к "ЛК УВ") - https://lkuv.gosuslugi.ru/
-
В основном меню ЛК УВ выбрать пункт “Доступ к виду сведений”.
- Выбрать продуктивную среду СМЭВ.
- Необходимо выбрать вид сведений из списка доступных ВС.
- Выбрать версию ВС, к которой хотите получить доступ.
- Необходимо выбрать информационную систему, для которой запрашивается доступ к ВС.
- Выбрать роль участника информационного взаимодействия, возможны вариации: инициатор / ответчик .
- Некоторые виды сведений требуют дополнительного согласования владельца ВС. При добавлении нужного ВС в продуктивную информационную систему ЛК УВ запросит у вас НПА, по которым ваша организация может подключить нужный ВС.
Необходимо указать НПА и контакты для связи, например: "Постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"" и номер телефона ответственного сотрудника за подключение.
- После прохождения всех шагов получения доступа к ВС (и получения согласования при необходимости), нужно подтвердить процедуру подтверждения технической готовности, выбрав кнопку ”Да,уверен”.
При подтверждении необходимо провести процедуру тестирования.
Предварительно согласуйте процедуру получения доступа со специалистами технической поддержки RNDS, в рабочем чате или сообщением в чат техподдержки.
Нормативно-справочные документы
- Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
- Постановление Правительства Российской Федерации №697 от 8 сентября 2010 г. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.06.2015 № 210 "Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия"
- Федеральный закон №63-ФЗ от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи»
- Постановление Правительства Российской Федерации №1382 от 22 декабря 2012 г. «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №1471-р от 15 августа 2012 г. «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»
Для удобства наших клиентов, мы готовы помочь с организацией подключения к СМЭВ, заполнением требуемых заявок, консультацией по возникающим вопросам. Ваши вопросы можно направить на электронную почту so@rnds.pro или в телеграм техподдержки